Адмирал Крузенштерн И.Ф.

Адмирал флота И. Ф. Крузенштерн КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович (1770—1846), адмирал, известный мореплаватель и педагог. Родился в имении под Ревелем, в небогатой дворянской семье. В 1785 году поступил кадетом в Морской корпус, в 1787 году произведен в гардемарины.

В 1788 году досрочно выпущен из корпуса и «за мичмана» на корабле «Мстислав» участвовал в сражении при Гогланде. В 1789 году произведен в мичманы. На том же корабле участвовал в Эландcком сражении (1789), Ревельском и Выборгском сражениях (1790). В 1790 году произведен в лейтенанты за отличие при взятии шведского корабля «Мария Магдалина» при бегстве шведского флота из Выборгского залива. В 1791 и 1792 годах находился при Кронштадтском порте. В 1793 году командирован за границу и поступил волонтером на английский флот, служил на фрегате «Тетис». До 1799 года плавал у берегов Америки и Ост-Индии, участвовал в боях с французским флотом. В 1798 году произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 году вернулся в Россию. В 1800 году, командуя бригом «Нептун», плавал в Финском заливе. В 1801—1802 годах находился при Санкт-Петербургском порте. В это время направил Павлу I две докладные записки, где подчеркивал, что владение Камчаткой и Алеутскими островами явится средством «для пробуждения российской торговли и не нужно будет платить англичанам, датчанам и шведам великие суммы за ост-индийские и китайские товары». Из-за трагической гибели императора записки остались «без внимания» но проектом Крузенштерна заинтересовались адмирал Н.С.Мордвинов и глава Российско-американской компании Н.П.Рязанов, которые оказали помощь в подготовке экспедиции. В 1802 году за 18 морских кампаний награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1803 году, командуя шлюпами «Надежда» и «Нева», отправился из Кронштадта в кругосветное плавание. Судам следовало доставить грузы в российские колонии в Северной Америке и провести обмен полученного в них меха на китайские товары. Экипажам было поручено также сделать съемку некоторых земель и установить торговые отношения с Японией, для чего на судно « Надежда» был направлен посол кавалер Н. П. Резанов.26 июля корабли вышли из Кронштадта «в путь, не испытанный до того россиянами». В Северном море они перенесли жестокий шторм. Это было первым испытанием опытности и выносливости русских моряков, и они это испытание выдержали с честью. Исправив повреждения, корабли вышли в Атлантический океан, пересекли экватор, приблизились к берегам Южной Америки. Преодолев новый шторм, корабли подошли к острову Святой Елены и стали на якорь. Здесь выяснилось, что мачты на «Неве» прогнили и их следовало заменить новыми. Суда, купленные за границей, не выдержали испытаний. Пять недель пришлось простоять на якоре, пока моряки не произвели необходимый ремонт и не поставили на «Неве» новые мачты. В конце января 1804 года корабли снова вышли в море. Они обогнули мыс Горн и направились к Маркизским островам. В тумане корабли потеряли друг друга и к Маркизским островам пришли раздельно. «Надежда» пришла раньше, так как не заходила на о. Пасхи. «Нева» же посетила этот остров. От Маркизских островов корабли направились к Гавайским островам. Достигнув их, корабли разделились: «Надежда» пошла на Камчатку, а «Нева» — к побережью Аляски. В июле «Надежда» прибыла в Петропавловск. Выгрузив предназначенные для Камчатки товары и провиант, корабль стал на ремонт. В конце августа он вышел в Японию.
После бесплодных переговоров русского посольства с японским императором «Надежда» из Нагасаки направилась в Петропавловск. Возвращаясь на Камчатку, Крузенштерн решил пройти вдоль западного побережья Японии. Миновав Цусимский пролив, он вышел в Японское море, обследовал вход в Сангарский пролив с запада, западный и северо-западный берег о. Хоккайдо, пролив Лаперуза и южный берег Сахалина. Затем в группе Курильских островов Крузенштерн встретил на пути четыре небольших каменных островка, которые назвал «Каменными ловушками», и вернулся в Петропавловск. Высадив посланника, он снова направился к Сахалину. До середины августа Крузенштерн описал и положил на карту восточный и северо-западный берег Сахалина и уточнил положение острова Святого Ионы в Охотском море. Корабль «Надежда» снова стал на якорь на рейде Петропавловска. Произведя ремонт и пополнив запасы, взяв на борт меха Российско-Американской компании, Крузенштерн вышел в Кантон, где встретился с Лисянским, прибывшим туда на «Неве» в конце ноября.
Расставшись с Крузенштерном у Гавайских островов, Лисянский благополучно прибыл на «Неве» в селение Святого Павла на острове Кадьяк — базу Российско-Американской компании. Здесь он получил письмо от главного правителя русских колоний А. А. Баранова с просьбой оказать ему военную помощь в борьбе с индейцами, которые, подстрекаемые американцами, напали на русскую крепость Архангельскую на острове Ситке, перебили всех ее защитников и разрушили укрепления. Лисянский немедленно вышел к Ситке. Офицеры и матросы «Невы» вместе с мобилизованными промышленниками и местным населением островов, поддержанные огнем корабельной артиллерии, рассеяли индейцев, а на месте разрушенной крепости заложили новую, назвав ее Ново-Архангельской. В конце августа 1805 года «Надежда», приняв на борт пушнину Российско-Американской компании, вышла с Ситки в Кантон. После продажи мехов «Надежда» и «Нева» в конце января 1806 года вышли в Кронштадт. Во избежание встреч с французскими кораблями в районе Английского канала Крузенштерн решил обойти Англию с севера.
В конце июля—начале августа 1806 года оба корабля благополучно прибыли в Кронштадт. Таким образом, первое кругосветное плавание русских кораблей закончилось блестяще. Экспедиция имела большое научное значение и положила начало целой серии русских кругосветных плаваний. В 1805 году И.Ф. Крузенштерн награжден орденом Святой Анны 2-й степени. В 1806 году произведен в капитаны 2 ранга, награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, избран почетным членом Петербургской академии наук.
В 1807—1809 годах находился при Санкт-Петербургском порте. С 1808 года почетный член Адмиралтейского департамента. В 1809 году произведен в капитаны 1 ранга. Командовал кораблем «Благодать» на Кронштадтском рейде. В течение 1809-1812 годов он пишет и издает три тома книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», эти сочинения были переведены на все европейские языки.В 1811 году назначен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В мае1814 года был командирован в Англию и состоял членом миссии в Лондоне для выполнения специального поручения. В 1815 году по возвращении в Россию на неопределенное время получил отпуск и готовил обширный ученый гидрографический труд, изданный под названием «Атлас Южного моря». В 1818 году по высочайшему повелению отозван из отпуска и назначен в Комитет по заготовке корабельных лесов. В 1819 году произведен в капитан-командоры. В 1823 году определен непременным членом Адмиралтейского департамента с назначением заведующим библиотекой. В 1824 году назначен членом Главного правления училищ. В 1826 году произведен в контр-адмиралы, исполнял обязанности инспектора классов Морского кадетского корпуса со званием помощника директора корпуса, назначен членом Комитета «для рассмотрения учебных курсов». В 1826 году при поднесении императору 1-й части «Атласа Южного моря» награжден орденом Святого Владимира 2-й степени. Получил высочайшее благоволение за отличные успехи в морском образовании, гардемарин и кадет на эскадре во время высочайшего смотра на Кронштадтском рейде. Назначен членом Комитета об устройстве учебных заведений, членом Адмиралтейств-совета, непременным членом Ученого комитета морского штаба императора. В октябре 1826 года назначен директором Морского корпуса, а в 1828 году— председателем Комитета по рассмотрению и определению конструкций пушек и единорогов для флота. За поднесение императору 2-й части «Атласа Южного моря» награжден бриллиантовым перстнем. В 1829 году награжден орденом Святой Анны 1-й степени, произведен в вице-адмиралы. Командуя эскадрой Морского корпуса, крейсировал между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. За отличный порядок во всех частях эскадры получил благоволение императора. В 1834 году награжден орденом Белого Орла, в 1837 году—орденом Святого Александра Невского, в 1838 году— алмазными знаками к этому ордену.
За 16 лет управления Морским корпусом немало сделал для совершенствования преподавания. Большое внимание уделял изучению морских дисциплин. По его инициативе создан музей корпуса с моделями кораблей, выпущены новые учебные пособия. В 1827 году организовал Академический курс морских наук с гидрографическим, кораблестроительным и механическим отделами (факультетами) — прообраз Морской академии.
В 1841 году произведен в адмиралы; уволен от управления Морским корпусом, состоял при императоре. Скончался в имении под Ревелем в 1846 году, согласно его желанию, был похоронен в Ревеле (ныне Таллинн), на Вышгороде, в Соборной лютеранской церкви. Удостоен нескольких иностранных орденов том числе прусского ордена Красного Орла 1-й степени и командорственного креста Белого Сокола Саксен-Веймарского герцогства. Заслуги знаменитого мореплавателя были оценены по достоинству: он стал почетным членом Российской академии наук; Дерптский университет присвоил ему ученую степень почетного доктора философии; академии Парижа, Лондона и Геттингена избрали своим членом-корреспондентом. В 1873 году памятник И. Ф. Крузенштерну установлен перед зданием Морского корпуса на берегу Невы. Бронзовая фигура адмирала работы академика Монигетти установлена на высоком гранитном пьедестале. На нем надпись: «Первому русскому мореплавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну».  В 1873 году памятник И. Ф. Крузенштерну установлен перед зданием Морского корпуса на берегу Невы.
Материалы подготовлены Самойловым А. Е.